Описание: Карабанов камни 2Описание: Карабанов камни 1

Рецензенты:

Бельский С. В., к. и. н., Отдел археологии Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН,

Платонов Е. В., к. и. н., заведующий научной библиотекой Государственного Эрмитажа

 

 

Культовые камни Восточной Европы: Беларусь, Латвия, Литва, Россия / Под общ. ред. В. Г. Мизина. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2018. — 320 с: ил.

 

Предлагаемая вниманию читателя коллективная монография посвящена культовым камням Беларуси, Латвии, Литвы и России. Помещенные в сборнике исследования, находящиеся на стыке сразу нескольких дисциплин (археология, фольклористика, география, археоастрономия и др.), раскрывают различные аспекты этой спе­цифической и интересной темы, давая достаточно полное представ­ление о современном состоянии науки в области изучения культовых камней. В книге приведены каталоги памятников того или иного региона, упоминаются новые находки культовых камней, сделанные в последние годы.

Издание адресовано историкам, этнографам, археологам, краеве­дам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей, религией и бытом народов Восточной Европы.

 

УДК 39 ББК 63.2

ISBN 978-5-93762-136-8

 

©Авторы, 2018

© Издательский Центр

«Гуманитарная Академия», 2018

 

 

 

 

САКРАЛЬНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ВАЛУНЫ БЕЛАРУСИ (общий обзор) (С. 9-79)

 

А. К. Карабанов, В. Ф. Винокуров, Л. В. Дучиц, Э. М. Зайковский, И. Е. Климкович

 

На территории Беларуси с древнейших времен самые необычные и большие камни, как и везде, обожествлялись. До наших дней сохранились легенды о том, что камни растут и многие из них раньше были живыми существами, но за нарушение жизненных правил они были наказаны Богом и окаменели. Над некоторыми валунами или рядом с ними в последние столетия часто возводили часовни, а иногда и храмы. Еще и сегодня многим камням по­клоняются на такие народные календарные праздники как Пасху, Юрья, Троицу, Илью и др.

Упоминания о необычных валунах на территории Беларуси встречаются в хрониках XVI в. (Борисовы камни в русле Западной Двины), документы XVII в. называют камни: Каповище, Божий Следок и др. В конце XVIII в. поиски сакральных валунов вели члены Румянцевского кружка. В середине XIX в. уже появляются публикации о культовых и исторических валунах. Например, археолог и этнограф А. Г. Киркор сообщал о камне с высеченной на нем «ногой Петра», который лежал на вершине Троицкой Горы в Минске, а также о камне-сапожнике Гомсин (Комсин) в местечке Куренец на территории современного Вилейского р-на Минской области [Киркор 1858, 169]. В 1864 г. культовые камни привлекли внимание художника Д. М. Струкова, участника экспедиции Императорского русского Географического общества, который зарисовал многие из таких памятников [Струков 2011]. В 1873 г. вместе со сбором информации о памятниках археологии по государственной программе целенаправленно собирались све­дения о сакральных и исторических валунах...